Положение Ракетостроительного чемпионата «Реактивное движение»
К участию в чемпионате приглашаются команды школьников 6-11 классов, а также студенческие команды ВУЗов.
Организаторы чемпионата

ООО «Интеллект Дизайн» - оператор проведения чемпионата, организация и проведение мероприятий чемпионата финансовая поддержка;
Проект Voltbro – разработка методической базы и оборудования для проведения чемпионата;
Институт Механики МГУ имени М.В. Ломоносова – образовательная программа;
Детский технопарк «Кванториум» Калуга - технологическая поддержка чемпионата;
Фонд президентских грантов – финансовая поддержка чемпионата;
Госкорпорация Роскосмос – информационная и финансовая поддержка;
Проект осуществляется при организационной поддержке компании Иннопрактика.


1. Участники проекта

1.1. К участию в чемпионате допускаются команды школьников 6-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей и учреждений дополнительного образования, а также студенты ВУЗов;

1.2. Участники должны обладать знаниями законов физики, механики, основами программирования и общими естественно-научными познаниями. В связи с необходимостью изучения большого объёма технической документации требуется владение английским языком;

1.3. Необходимым условием участия является наличие в команде руководителя (педагога, научного руководителя, специалиста-консультанта) и капитана — организатора из числа учащихся;

1.4. Численный состав команды – 3 – 4 человек и руководитель, каждый участник команды выполняет определенную функцию в команде;

1.5. Для участия необходимо в срок до 01 декабря 2019 г. подать заявку от команды, заполнив специальную анкету. В заявке необходимо заполнить все указанные пункты.

1.6. В обязанности команды входит предоставление в установленные сроки материалов, перечисленных в разделе «Документация» на сайте чемпионата, а также регулярная актуализация информации о команде и ходе реализации проекта. Организаторы оставляют за собой право открытой публикации присланных материалов (за исключением персональных данных участников) на сайте проекта и других средствах массовой информации.

2. Этапы реализации проекта

2.1. Приём заявок на участие в чемпионате – до 01.12.2019.

2.2. Приобретение наборов для конструирования для участия в первой ступени треков «Водные ракеты» и «Твердотопливные ракеты» - до 31.01.2020;

2.3. On-line лекции и консультации.
Разработка проекта: формулировка миссии (для старших лиг) описание решаемых задач и технических решений – до 29.02.2020;

2.4. Представление и защита командами проектов ракет, демонстрация функционирующих систем и узлов, получение допуска к участию в финале чемпионата - до 31.03.2020;

2.5. Работа над проектом, проведение предварительных испытаний ракет, создание конструкторской документации, подготовка видеоотчета о проводимой работе – до 31.05.2020;

2.6. Проведение финала Ракетостроительного чемпионата – 30.06 – 05.07.2020.

3. Структура чемпионата
Чемпионат состоит из нескольких треков, различающихся содержанием и сложностью разрабатываемы проектов:
Водные ракеты
Твердотопливные ракеты
Студенческий трек

3.1. Трек «Водные ракеты»

3.1.1. Первая ступень (12−14 лет)
— Проектирование и постройка водной ракеты с электронной бортовой системой и механизмом спасения на базе конструктора (Arduino IDE).
— Задача — спасение ракеты.
— Для команд прежде не участвовавших в чемпионате.


3.1.2. Вторая ступень (12−17 лет)*
— Проектирование и постройка гидро-пневматической ракеты собственной конструкции/разработки (без конструктора) с электронной бортовой системой и механизмом спасения.
— Задача — достижение максимальной высоты.
*Во вторую ступень допускаются команды, прошедшие первую ступень

3.1.3. Третья ступень (12−17лет)*
— Проектирование и постройка двухступенчатой гидро-пневматической ракеты собственной конструкции/разработки (без конструктора) с электронной бортовой системой и механизмом спасения, а также постройка пусковой установки.
— Задача — достижение максимальной высоты.
*Во третью ступень допускаются команды, прошедшие вторую ступень

3.1.4. Требования к проектам трека «Водные ракеты»:
Полет ракеты должен быть прямолинейным, устойчивым (1К< Цд-Цт <2К) и без вращений
Должны присутствовать направляющие для пусковой установки
За спасение ракеты отвечает электронная бортовая система в автоматическом режиме, не допускается внешнее вмешательство
Необходимо передавать по радиоканалу телеметрию полета.
Конструкция механизма системы спасения должна позволять быструю (не более 5 минут) перезарядку в полевых условиях
Удобный доступ к включению/выключению электронного блока в полевых условиях (не более 10 секунд)
Удобный доступ к замене элементов питания в полевых условиях (не более 5 минут)
Обеспечить внутри ракеты полость для "черного ящика" организаторов. Размер полости: 50х50х20 мм . Полость не является герметичной. Вес устройства - 20 грамм. Монтироваться черный ящик должен перед стартом, для чего должен быть организован легкодоступный отсек.
Индикация готовности к полету
Ремонтопригодность конструкции
Минимальный вес
Наибольшая высота полета
Скорость спуска на парашюте 7-10 м/с
Атмосферное давление внутри бака для расчетов - до 7 атм.
Объем бака 1.5 литра
Объем воды на старте определяется участником

3.1.5. Миссия трека «Водные ракеты, первая ступень»:
Собрать модель водной ракеты с электронно-механической системой спасения обеспечивающей открытие парашюта на основе конструктора "Водные ракеты ВР-1". Написать программу для бортового микроконтроллера обеспечивающую работу системы спасения и передавать данные по радио на приемный пункт.
Система спасения должна срабатывать в апогее или после его достижения (не на взлете).
В момент полета, ракета должна непрерывно передавать данные телеметрии на приемную станцию участников и организаторов, согласно утвержденного формата.
В набор участника входят стандартные элементы конструкции, остальное команды должны придумать, рассчитать и собрать самостоятельно.

3.1.6. Миссия трека «Водные ракеты, вторая ступень»:
Собрать одноступенчатую водную ракету с электронно-механической системой спасения, обеспечивающей открытие парашюта, и достигающую максимальную высоту полета.
Собрать пусковую установку для запуска ракеты
В этом треке отсутствуют ограничения на конструкцию: допускается произвольный объем бака.
Давление в баке определяется самой командой.
Написать программу для бортового микроконтроллера обеспечивающую работу системы спасения и передавать данные по радио на приемный пункт.
Система спасения должна срабатывать в апогее или после его достижения (не на взлете).
В момент полета, ракета должна непрерывно передавать данные телеметрии на приемную станцию участников и организаторов, согласно утвержденного формата.

3.1.7 Миссия трека «Водные ракеты, третья ступень»:
Собрать двухступенчатую водную ракету с электронно-механической системой спасения, обеспечивающей открытие парашюта, и достигающую максимальную высоту полета.
Собрать пусковую установку для запуска ракеты
В этом треке отсутствуют ограничения на конструктив: допускается произвольный объем бака.
Давление в баке определяется самой командой.
Написать программу для бортового микроконтроллера обеспечивающую работу систем спасения и передавать данные по радио на приемный пункт.
Каждая ступень должна обладать собственной системой спасения. Система спасения первой ступени должна срабатывать на безопасном расстоянии от второй ступени. Вторая ступень спасается в апогее или после его достижения (не на взлете).
В момент полета, ракета должна непрерывно передавать данные телеметрии на приемную станцию участников и организаторов, согласно утвержденного формата.

3.2. Трек «Твердотопливные ракеты»

3.2.1. Первая ступень (14-17 лет)
— Проектирование и постройка ракеты с твердотопливным двигателем (двигатель 100 Н*c), электронной бортовой системой и механизмом спасения на базе конструктора (Arduino IDE).
— Задача — спасение ракеты.
— Стоимость набора участника: 14 000 руб. (заказать набор, посмотреть комплектацию)

3.2.2. Вторая ступень*
— Проектирование и постройка ракеты собственной разработки (без использования конструктора) с электронной системой управления и механизмом спасения, и выведение на высоту более 200 метров спутника с полезной нагрузкой на борту. Используется двигатель 100 Н*c.
*Во вторую ступень допускаются команды, прошедшие первую ступень.

3.2.3. Третья ступень**
— Разработать ракету-носитель с электронной системой управления, выводящую на высоту полезную нагрузку формата CubeSat. Используется 300 Н*с.
**Для участников, прошедших 2-ю ступень.

3.2.4. Требования к проектам трека «Твердотопливные ракеты»:
Ракета должна быть оборудована электронной бортовой системой, которая отвечает за спасение ракеты-носителя (в двигателе ракеты не используются "вышибной" заряд).
Электронная бортовая система должна работать в автоматическом режиме, не допускается внешнее вмешательство
Конструкция механизма системы спасения (выброса парашюта) должна позволять быструю (не более 5 минут) перезарядку в полевых условиях.
Электронная бортовая система должна передавать данные по радиоканалу
Полет ракеты должен быть прямолинейным, устойчивым (1.4К< Цд-Цт <2К) и без вращений
Должны присутствовать стандартные направляющие для старта
Время подготовки к старту после установки ракеты на стартовую - не более 5-и минут.
Двигатель должен монтироваться в течение одной минуты без обмотки скотчем и вклейки.

3.2.5. Миссия трека «Твердотопливные ракеты, первая ступень»:
Разработать модель ракеты с электронно-механической системой спасения на основе базового набора "Твердотопливные ракеты ТР-1" .
Обязательная задача, открыть парашют после апогея.Принять данные на самостоятельно разработанную приемную станцию.
Необязательная задача: разработать, защитить и реализовать дополнительную миссию для ракеты.
По результатам запуска команда должна представить комиссии обработанные данные с параметрами полета и пояснить их.

3.2.6. Миссия трека «Твердотопливные ракеты, вторая ступень»:
Вторая ступень трека твердотопливные ракеты является логическим продолжением Первой ступени, но с расширением конструкторской вариативности.
Основная цель - собрать модель ракеты которая может доставить 200 грамм (50х50х100 мм) полезной нагрузки на максимальную высоту.
Ракета должна быть изготовлена полностью самостоятельно, без использования конструктора с фокусом на наивысшую высоту полета.
Ракета должна быть оборудована электронной бортовой системой которая отвечает за отделение полезной нагрузки и спасение ракеты-носителя (в двигателе ракеты не используются "вышибной" заряд. Полезная нагрузка должна быть строго соответствующей регламенту формы. Полезная нагрузка может содержать не запрещенное дополнительное оборудование, выполнять произвольную миссию.
Выведением полезной нагрузки считается отсоединение ее от ракеты-носителя на достигнутой высоте. Полезная нагрузка должна иметь как минимум пассивно срабатывающую систему спасения, систему определения точки разделения с ракетой, определение высоты.
Команде необходимо разработать приемную станцию, и принимать на неё данные телеметрии РН и полезной нагрузки в полете.
Задача команды по результатам запуска доказать достигнутую высоту полета и вывода полезной нагрузки на заданную высоту на основании данных полученных от бортовых систем ракеты и данных полученных с бортовых систем полезной нагрузки.
Интересная инженерная миссия полезной нагрузки приветствуется и может быть дополнительно оценена жюри.
Дополнительно оценивается целостность и пригодность всей конструкции к дальнейшим полетам, после каждого полета.

3.2.7. Миссия трека «Твердотопливные ракеты, третья ступень»:
Третья ступень трека твердотопливные ракеты является продолжением второй ступени, но с расширением конструкторских и научных задач.
Основная цель - собрать модель ракеты которая может доставить 1000 грамм полезной нагрузки с габаритами 1.5U (100х100х150 мм) на максимальную высоту. Это реальный формат микроспутника "кубсат" используемый в настоящее время для научных исследовательских миссий. Задания третьей ступени кроме ракет, посвящены спутниковым технологиям.
Ракета должна быть изготовлена полностью самостоятельно, без использования конструктора с фокусом на наивысшую высоту полета.
Ракета должна быть оборудована электронной бортовой системой которая отвечает за отделение полезной нагрузки и спасение ракеты-носителя (в двигателе ракеты не используются "вышибной" заряд.
Полезная нагрузка должна быть строго соответствующей регламенту формы. Полезная нагрузка может содержать не запрещенное дополнительное оборудование, выполнять произвольную миссию в дополнение к основной миссии полезной нагрузки.
Выведением полезной нагрузки считается отсоединение ее от ракеты-носителя на достигнутой высоте. Полезная нагрузка должна иметь как минимум пассивно срабатывающую систему спасения.
Возможно приобрести полезную нагрузку или ее компоненты у организаторов (стоимость макета - 12000 руб.) или изготовить самостоятельно.
Команде необходимо разработать приемную станцию, и принимать на неё данные телеметрии РН и полезной нагрузки в полете.
Задача команды по результатам запуска доказать достигнутую высоту полета и вывода полезной нагрузки на заданную высоту на основании данных полученных от бортовых систем ракеты и данных полученных с бортовых систем полезной нагрузки.
Команда должна выполнить и защитить спутниковую миссию.

3.3. Студенческий трек 17+

3.3.1. Студенческие команды предоставляет один или объединение студентов нескольких ВУЗов. Команды могут начать участие со второй ступени любого трека.

4. Финал чемпионата

4.1. Проведение фиала Ракетостроительного чемпионата планируется в конце июня 2020г. на аэродроме «Орешково» в Калужской области.

4.2. Организаторы чемпионата обеспечивают проживание, питание, экскурсионную программу и другие расходы во время проведения финала, кроме оплаты проезда участников до места проведения.

4.3. Порядок выступления команд, прохождения предстартовой проверки, планового времени запуска, публичных защит проекта определяется жеребьевкой, проводимой в первый день Финала чемпионата.

4.4. Командам – участникам Финала предстоит выполнить следующие задачи:

  • Пройти публичную предстартовую проверку работоспособности созданной ракеты ее соответствия Техническим требованиям;
  • Запустить ракету на стартовом полигоне;
  • Представить результаты запуска на публичной защите проекта.
4.6. В случае не прохождения предстартовой проверки команде дается возможность исправить недостатки и привести аппарат в рабочее состояние.

4.7. По итогам запусков команды-участники представляют свои результаты на публичной Защите проекта.

4.8. В итоговой презентации командам необходимо представить и обосновать полученные данные измерений с ошибками и погрешностями, выводы проведенного исследования по каждой из основных и дополнительных задач, анализ успешности выбранных технических решений либо причин неудач с предложением путей преодоления выявленных проблем.

5. Публикация информации о Чемпионате

5.1. Проведение мероприятий чемпионата будет освещаться на сайте Ракетостроительного чемпионата и в группах «Дежурный по планете» на «Facebook» и «ВКонтакте», а также в средствах массовой информации.
Made on
Tilda